Анастасия
Каменская
Шеф-редактор «РБК Стиль» о любимых проектах, смысле в работе и больших целях.
Интервью / Верстка: Катя Верлина
ПРО «РБК СТИЛЬ»
Мы — отдельное издание внутри большого холдинга, у которого есть сайт и печатные номера. Мы пишем о том, что связано с образом жизни в самых разных его проявлениях. И это не только мода или культура, конечно. Например, благотворительность, социальные инициативы — очень важная часть нашей повестки. Печатное издание «РБК Стиль» выпускается в качестве приложения к газете РБК. Сейчас часто говорят, что все должно быть 360, и это действительно так, ведь на сайте мы можем делать одни вещи: большие интерактивные редакционные проекты, допустим, а в печатном номере – другие. Придумывать арт-обложки, концепции съемок, открывать новых героев. Instagram для нас — вообще еще одно отдельное медиа. Там мы много шутим, сочиняем мемы (это, надо сказать, мы просто обожаем), выдумываем специальные истории с героями. А еще снимаем видео, которые появляются на сайте и в Youtube-канале «РБК Стиль», в социальных сетях, а также в эфире телеканала РБК. Это и смешные новогодние истории, и большие авторские циклы программ. Мне нравится сочетание всех этих разных элементов в работе, хотя для нервов оно порой убийственно, чего уж там.
Все, что есть — благодаря команде. О ней вообще хочется говорить в первую и главную очередь. Это действительно команда единомышленников: не только редакция (но в первую очередь она), но также наши авторы, фотографы, режиссеры. А еще очень нравится атмосфера в РБК – она по-настоящему открытая и дружественная к любым идеям и начинаниям, даже тем, которые поначалу могут показаться совсем странными.
ПРО ПЕЧАТНЫЕ ЖУРНАЛЫ
Мне кажется, журналы можно рассматривать как возможность насладиться печатными страницами: полистать их, пощупать бумагу, рассмотреть все детали, замедлиться даже, может быть. Каждый раз радуюсь, когда вижу, что наш журнал читают. Знаете, вот это чувство, когда хочется подбежать к человеку в метро или в кафе и просто сказать ему «спасибо» за то, что он сидит улыбается тексту или интервью. Все, что мы можем в работе – это ориентироваться на свои чувства, транслируя то, что нам кажется важным именно сейчас. Мы всегда стараемся выбирать разные темы, чтобы показывать, что лайфстайл разный и герои тоже разные. Придумывать обложки и их настроение — отдельное и действительно огромное удовольствие, та самая командная работа. У нас на обложках были и директор Пушкинского музея Марина Девовна Лошак, и Константин Хабенский, рассказывавший в номере про свой благотворительный фонд, и Иван Ургант, и Иван Дорн, который забрался под душ. Очень нравится, когда эти истории становятся для героев самыми первыми «кавер стори». Так было, к примеру, с любимыми и удивительно талантливыми Александром Кузнецовым и Мусей Тотибадзе. Героиня нового номера, который выйдет 16 октября, так и вовсе огонь, в прямом смысле слова.

«Все, что мы можем в работе – это ориентироваться на свои чувства, транслируя то, что нам кажется важным именно сейчас»
ПРО КАРАНТИН
Карантин оказался стрессом, но если говорить о выводах, они простые: получается, я жила ровно так, как хочу, потому что если скучаю по тем вещам, которые были в моей жизни до этого, значит это правильные (для меня) вещи. Помимо друзей и наших с ними домашних ужинов, мне ужасно не хватало театров, выставок и концертов, а еще не нравилось работать дистанционно. А вообще, кажется, мысль о том, что мир одновременно очень большой и очень маленький, нас объединила. Мы все стали более чуткими, вспомнили, как здорово и ценно просто погулять или обняться. И, конечно, как бы истерто и банально ни звучало, возможностям в карантин время и место тоже нашлись. Наши герои придумывали новые проекты, выпускали, скажем, виниловые пластинки, а мы об этом рассказывали.
В самом начале самоизоляции мы сделали проект «Мы сегодня дома». Да, понимаю, что записанными из дома видео никого не удивить, теперь-то точно, но идея и суть были в том, чтобы поддержать и артистов, и всех нас. Мы оказались разделены стенами и экранами, так что и квартирники тоже перенеслись в онлайн. В общем, надеюсь, хотя бы несколько минут радости всем подарили. Сейчас мы затеяли продолжение проекта, уже не на экране, а в жизни — это серия концертов, дискуссий и встреч в Доме «РБК Стиль».
ПРО СМЫСЛ В РАБОТЕ
Ключевые факторы в работе для меня – это интерес, смыслы и команда. Мне важно понимать, зачем я это делаю: зачем пишу текст, беру интервью, снимаю видео. Это польза в широком смысле слова. Кто-то узнает про новый спектакль или нового героя, кто-то поймет, что помогать легче, чем кажется, и что филантропией может заниматься каждый. Думаю, в работе должно быть не «Я», а «Мы». Мы вместе думаем о том, чтобы сделать контент лучше и интереснее, вместе придумываем и рискуем тоже. Да и вообще чувство плеча — удивительная штука, по-настоящему ценная. Вот, допустим, отношения автор — редактор тоже могут строиться очень по-разному, как и в принципе любые отношения в нашей жизни.
ПРО ЛЮБИМЫЕ ПРОЕКТЫ
Очень люблю наши новогодние видео, которые мы уже три года придумываем вместе с режиссером Женей Онегиной. Это каждый раз немножко территория невозможного. «Ну нет, не получится танцевать в Пушкинском музее под Jump (For my love) Pointer Sisters» и так далее. Истории всегда разные, в этом году мы вообще придумали сюжет на 15 минут. Страшно ли было? Конечно. Вообще, наверное, в любой работе всегда есть два пути: можно сказать, что нет бюджетов, нет сил и ресурсов, а можно попробовать поискать возможности в ограничениях. Я всегда за то, чтобы сделать и ошибиться, чем вообще не сделать, потому что пока не проверишь — не узнаешь, было это правильно или нет. Редакционные проекты я тоже очень люблю. Нам обычно хочется посмотреть на любую тему под новым углом. Мы так сделали проект про эмоции с актерами фильма «Кислота», к примеру. Рассказали про фильм и героев и повеселились, превратив актеров в эмодзи.
Весной, во время карантина, сделали обложку одного из номеров с художником Мишей Никатиным и Женей Онегиной, которая стала ее арт-директором. На ней написано «Я хочу взять тебя за руку». Вроде очень просто, но для нас — манифест. Арт-обложка, придуманная и сделанная вместе с художником — вообще и моя, и наша общая сбывшаяся мечта, которая до сих пор у меня стоит на экране телефона.

Мне всегда важно, чтобы любой материал или проект был доведен до состояния, приближенного к идеалу. Пока не будет внутреннего щелчка, что все встало на свои места, не успокоюсь. Главное себе самому не врать: один раз так схалтуришь, потом второй, третий. А вообще, мне кажется, за нас должны говорить не наши слова, в первую очередь, а наши дела.
АРТ-ОБЛОЖКА, ПРИДУМАННАЯ И СДЕЛАННАЯ ВМЕСТЕ С ХУДОЖНИКОМ — ВООБЩЕ И МОЯ, И НАША ОБЩАЯ СБЫВШАЯСЯ МЕЧТА, КОТОРАЯ ДО СИХ ПОР У МЕНЯ СТОИТ НА ЭКРАНЕ ТЕЛЕФОНА.
ПРО КОНТЕНТ
Я часто думаю о том, сколько текстов пишется в мире ежедневно. Условная я могу написать огромный текст на Фейсбуке, могу издать свою книгу, могу миллион флаеров напечатать – сейчас у нас есть все финансовые и технические возможности. И оттого мне хочется думать еще больше над каждым словом, которое я произношу, и над каждым текстом, который выпускаю. Это правда ответственность. Мне кажется, в ситуации, когда контента становится только больше, важно делать осмысленные вещи.

Уникальность важно нащупать. Это твой взгляд на тему. Твой как автора, как редактора, как человека. Наверное, это мой вопрос читателям и аудитории: отличается ли наше издание от других? Многие говорят: «Все уже придумано». А потом появляется какой-то проект, может быть даже очень простой, и все удивляются: «Ого, как же мне это в голову не пришло».
«Уникальность важно нащупать. Это твой взгляд на тему. Твой как автора, как редактора, как человека»
ПРО ЖУРНАЛИСТИКУ
Журналистское образование – это просто хорошая база. Оно дает массу возможностей, а ты сам решаешь, что с ними делать. Мне кажется, в медиа меньшинство тех, кто закончил факультет журналистики. У всех очень разный жизненный опыт, с которым они пришли в профессию. Я работала с конца первого курса. Пошла в одно место на практику, осталась, потом пошла в другое. Пыталась совместить все: и учиться, и работать, потому что это все было так интересно, хотелось и туда, и сюда, и в библиотеку, и на работу. Вообще журналистика – это особенная сфера, потому что она очень практическая. Тут надо себя пробовать, разбираться, что тебе интересно, где ты хочешь работать. Журналистика – это возможность рассказывать обо всем и погружаться в разные миры, будь то кино, театр или музыка, не выбирая один, и соединять это все между собой.
ПРО УСПЕХ
Для меня успех – это, опять же, смысл и возможность делать то, что я хочу делать. Успех – это понимать, что я на своем месте и делаю то, что мне интересно, то, что считаю важным. Он не измеряется — или по крайней мере далеко не всегда измеряется — внешними проявлениями. Моя работа – это мой образ жизни. В последнее время понимаю, что надо как-то учиться это разделять. Не всегда получается контролировать объем входящей информации, поток сообщений, звонков, писем. Меня часто мучает то, что я не успеваю что-то сделать, не всем успеваю сразу ответить, но контролировать объем я тоже не могу. Возникает вопрос приоритетов. Я должна понять, что сейчас важнее всего, как правильно распределить время. Так сложилось, что все, что мне нравится – это моя работа. Недавно я подумала, что надо делать больше нового для себя. Каждое новое впечатление выбивает из рутины. Страхов, конечно, тоже полно, да и вообще я человек-зажим. Вот есть у меня внутренний страх, например, что я никогда в жизни ничего не придумаю или важного не сделаю, ведь универсального рецепта не существует.


Евгений Тихонович, главный редактор «РБК Стиль»
и Анастасия Каменская, шеф-редактор «РБК Стиль»
ПРО ПОКОЛЕНИЯ
Мне кажется, есть просто разница подходов и взглядов. Это логически вытекает из времени. Героев поколения Z, о котором много сегодня говорят, отличает, к примеру, то, что они не боятся. Они очень цельные в этом смысле. Это все связано с внешними ситуациями и проявлениями. Мы росли в другое время, у нас другие страхи: не реализоваться, не испытать сильные чувства, связанные с личным или работой. У нас есть большой проект, который называется «Поколение Z». Его ведет Женя Тихонович, главный редактор «РБК Стиль», это его авторская история. Помню свои ощущения от съемок, особенно первых. Это был действительно восторг, я ходила и понимала, что столькому учусь у этих ребят, этих героев, что узнаю для себя много нового и действительно интересного. Но вообще главное, о каком бы поколении речь ни шла — всегда друг друга слышать.
ПРО ЦЕЛЬ
Мне кажется, что сейчас я это осмысляю для себя на уровне ощущений, но что мне нужно научиться делать — формулировать точнее. Мне нравится заниматься тем, чем я занимаюсь сейчас, это факт, но вместе с тем хочется углубляться, узнавать еще больше, пробовать новое. Главное – чтобы было интересно, чтобы приносило пользу, чтобы не было ситуаций, которые идут вразрез с внутренним, чтобы было все «по любви».