карьера
журналист, редактор, подкастер
дата рождения
25 августа, 1988

Лиза Сурганова

главный редактор «КиноПоиска»
Как ты попала в «КиноПоиск»?

На самом деле, это довольно забавная история, потому что я попала в «КиноПоиск» вскоре после того самого громкого перезапуска сайта в 2015 году. Осенью я еще работала в «РБК» и пришла на презентацию «КиноПоиска» как журналист. Мне тогда очень понравилось, что «Яндекс» планирует развивать сайт и обновлять его дизайн. Я же в тот момент находилась в раздумьях по поводу того, что делать дальше: мне немного надоела классическая журналистика и новости, которыми я к тому моменту занималась уже много лет, а кино было интересно и близко. Я решила попытать счастья и написала Диме Степанову, который тогда руководил Медиасервисами «Яндекса». Через пару месяцев мне предложили попробовать перезапустить медиа «КиноПоиска». Я накидала идеи, как я это себе видела, они понравились руководству, и меня позвали в «КиноПоиск» сначала как заместителя главного редактора (им тогда был Михаил Клочков), а через полгода, после ухода Миши, я встала во главе редакции.
Чем ты больше всего гордишься за эти 4 года работы?

Если говорить про личные достижения, то, конечно, я горжусь тем, что медиа «КиноПоиска», каким я хотела его видеть, в общих чертах таким и получилось. Мне кажется, мы делаем крутое, большое, заметное медиа о кино. Такой команды и одновременно такого количества разных форматов среди российских медиа о кино больше ни у кого нет. Мы выпускаем новости, лонгриды, игры, тесты, видео, подкасты и спецпроекты. Работаем с большим количеством критиков и киножурналистов, а еще ведем огромные соцсети и занимаемся витринами онлайн-кинотеатра.

Если говорить про отдельные штуки, то, на мой взгляд, мы делаем лучший в стране YouTube-канал о кино. В коротких видеоэссе мы рассказываем о стиле разных режиссеров, творческом пути актеров, объясняем, почему те или иные фильмы или сериалы так сняты и как стали культовыми, раскрываем секреты киноязыка. Мы им занимались вплотную 3 года и выросли с 30 тысяч подписчиков до 550 — это больше, чем я когда-либо могла себе вообразить. Особенно поражаюсь той благодарности, которую мы получаем в комментариях к каждому ролику: мне иногда кажется, что это какие-то мои воображаемые друзья, которые из ролика в ролик пишут, какие мы прекрасные, потому что так не бывает, особенно в Рунете. Я горжусь нашими подкастами («В предыдущих сериях», «Шум и яркость», «Через вселенные»): один из них веду я сама, и это тоже отдельный личный челлендж.
Еще могу выделить «Оскар»: мы два года подряд показывали премию в прямом эфире с комментариями. В первый год мы с коллегами вообще переводили и комментировали одновременно. Ни у кого из нас не было такого опыта, поэтому было очень страшно, и те 15 энергетиков, которые я выпила за ночь вместе с Ново-Пасситом, конечно, помогли. На второй год мы вообще решили выходить в прямой телеэфир, но уже только комментировали трансляцию, зато вместе с продюсером Александром Роднянским. Переводили уже синхронисты. Это было таким проектом, который объединяет всю команду, так как вокруг сидят человек 50, которые фигачат всю ночь, а остальные смотрят все это из дома и переживают за вас.
Транслируете ли вы свое мнение через материалы или непредвзятость — часть редакционной политики?

У нас в редакции работают разные люди, у них разные вкусы и предпочтения, и мы всегда думаем в первую очередь про читателей и зрителей. Если говорить про подход к кино и к материалам, то мы стараемся работать на максимально широкую аудиторию, соблюдая баланс между авторским кинематографом и блокбастерами. Мы не стремимся стать журналом «Сеанс» или «Искусство кино», да это и не нужно — эта ниша уже занята хорошими изданиями. Мы думаем о себе скорее как о развлекательно-просветительском медиа о кино и всем, что его окружает и на него влияет. Мы считаем, что один и тот же человек (и мы на своем примере это видим) может интересоваться и лауреатами Канн, и фильмом «Мстители», и сериалом «Дрянь». И все это нормально, это уживается в одном человеке. Не надо никого шеймить ни за какие вкусы в кино. Еще мы договорились внутри команды, что будем придерживаться максимальной нейтральности в освещении индустриальных новостей, так как КиноПоиск сам стал ее частью. Мы закупаем и заказываем фильмы и сериалы для своего онлайн-кинотеатра, продюсируем проекты.
«Один и тот же человек может интересоваться и лауреатами Канн,
и фильмом "Мстители",
и сериалом "Дрянь"»
Есть ли у вас большая миссия?

Ее можно описать старым слоганом «КиноПоиска» — «Найди свое кино». У нас есть энциклопедия со страницами фильмов, сериалов и персон, а также топ-250, медиа, афиша с билетами в кино, онлайн кинотеатр, рекомендации — все эти части связаны между собой, это такая экосистема, которая работает для того, чтобы человек нашел свое кино. Если говорить отдельно про медиа, у нас есть цель всегда рассказывать обо всем самом важном, что происходит в мире кино, независимо от того, связано это напрямую с нашими бизнес-целями как компании или нет. И еще одна миссия, которая прослеживается в больших статьях, видео и подкастах, — просветительская. Нам хочется, чтобы люди относились к кино не просто как к развлечению или времяпрепровождению, а задумывались, погружались в него и могли с нашей помощью разобраться в том, что увидели.
Еще мы недавно перезапустили раздел со списками и добавили там вкладку «смотреть онлайн», так что теперь можно сразу увидеть, какие фильмы и сериалы доступны в нашем онлайн-кинотеатре, —это оказалось дико удобно. Мы хотим быть понятным, интуитивным сервисом для людей, с помощью которого они за минимальное количество шагов получают доступ к самому классному и интересному именно им кино. Я, конечно, за то, чтобы как можно больше кино можно было смотреть онлайн, чтобы как можно больше фильмов и сериалов было доступно людям легально. В эру стримингов уже довольно сложно и лениво бегать к пиратам.

Как команда адаптировалась к карантину?

Первые две недели было тяжело: было видно, что люди страдают, пытаются приноровиться к работе из дома, к постоянным созвонам в Zoom. Потом постепенно все оборудовались, и сейчас уже кажется, что это почти естественно. Я даже нашла какой-то кайф во всем этом. Мы уехали в деревенский дом за 500 км от Москвы, и у меня впервые в жизни получилось наладить более-менее четкий график, но в офис все равно хочется вернуться.

Еще мы в этот непростой период с маленькой командой — в том числе ребятами из редакции «КиноПоиска» — запустили новый медийный проект «ПлюсМинус». Это небольшое лайфстайл медиа, которое рассказывает о разных развлечениях дома и за его пределами. Мне кажется, мы классно попали в момент и нашли свою нишу: там мы даем как практические советы (материал про снятие шеллака дома — один из самых популярных), так и предлагаем всякие развлекательные штуки, мемы, смешные видео из «TikTok», онлайн-трансляции и тому подобное.
Бывала ли ты на кинофестивалях?

Я бывала на нескольких, главные из них — это Каннский и Берлинский, в этом году мне удалось съездить в Берлин за пару недель до закрытия границ. В Берлине в каком-то смысле было приятнее, потому что там все более демократично, к тому же ты находишься в большом городе, где всегда есть чем заняться. В Каннах на некоторые фильмы тебе нужно надеть платье, туфли, отстоять очередь перед красной дорожкой, ни в коем случае не останавливаться на ней и не делать селфи — они очень заморочены на ритуалах и на помпезности. Что бесит во всех фестивалях — это очереди, которые с каждым годом как будто становятся все больше и больше. При этом ты можешь прийти в 6 утра, встать в очередь, отстоять ее и не попасть на фильм, потому что места закончились.
Фестивальный график вообще довольно тяжелый, потому что если ты хочешь посмотреть все самое важное, то ты ходишь на 4-5 фильмов в день. Я сама не очень много писала с фестивалей, но не завидую людям, которые едут туда как критики, потому что жить-то в таком режиме непросто, а писать тексты про каждый фильм — совсем тяжко.



Какие у тебя отношения с российским кино?

Я иногда слышу упреки, что я недолюбливаю его, отношусь к некоторым фильмам как будто свысока, но на самом деле я очень болею за российское кино и переживаю, очень хочу, чтобы оно развивалось и становилось крутым. Так получается, что у нас много кино, создающегося исключительно для развлечения, которое делается по довольно скучным шаблонам. Это проблема не только российского кино, но оно нам ближе, к тому же отечественных фильмов попросту меньше, чем зарубежных, поэтому эта проблема так бросается в глаза. В российском кино я больше всего ценю «арт-мейнстрим», то есть авторское кино, интересное достаточно широкой аудитории и не уходящее совсем в артхаус. Мне нравятся многие фильмы, попадающие на «Кинотавр», — я с большим удовольствием туда езжу, потому что там показывают срез всего самого интересного, что у нас происходит. Если говорить про прошлый год, то мне на «Кинотавре» понравилась комедия «Давай разведемся!» Анны Пармас, фильм «Верность» Нигины Сайфуллаевой и «Бык», который взял главный приз.
«Я не очень понимаю людей, которые свысока относятся
к сериалам и считают их ширпотребом,
а фильмы — настоящим искусством»
Мне кажется, сейчас будет большой прорыв в сериальной индустрии, если после кризиса стриминги будут готовы дальше вкладывать в это большие деньги. Мы уже видим это на примере выдающихся драматических сериалов, которые делает «Premier», их «Звоните ДиКаприо!» и «Эпидемия» — это крутые сериалы мирового уровня. Если честно, я сейчас смотрю гораздо больше сериалов, чем кино, и мне интереснее за ними наблюдать. Я не очень понимаю людей, которые свысока относятся к сериалам и считают их ширпотребом, а фильмы — настоящим искусством. Плюс мы с Ваней Филипповым, моим соведущим, каждую неделю пишем подкаст «В предыдущих сериях», а это значит, что ко дню записи у меня должен быть отсмотрен целиком какой-то новый сериал, так что они стали большой частью моей жизни.
Если бы ты могла до конца жизни смотреть только один сериал, какой бы выбрала?

Наверное, «Хорошую жену». Если бы мне кто-нибудь 7 лет назад сказал, что это будет мой любимый сериал, я бы не поверила, потому что меня всегда отталкивала вся эта юридическая тягомотина, но создатели «Хорошей жены» умудрились сделать невероятно захватывающий и остроумный проект. В каждой серии какой-то новый кейс, часто похожий на расследование: адвокатам нужно выяснить, виновен их клиент или нет, понять, что на самом деле произошло, найти доказательства, придумать, какой закон или прецедент они смогут использовать в аргументах, и так далее. Понятно, что «Хорошая жена» тоже приукрашивает действительность, и американская юридическая система тоже далека от идеала, но когда я узнала, что этот сериал адаптируют в России, стало не то что бы смешно, а скорее больно, потому что я понимаю, насколько неправдоподобно это будет выглядеть в наших реалиях. Хотелось бы, чтобы однажды у нас был реалистичный и качественный юридический процедурал, за который не будет стыдно.
Как тебе интервью?