Интервью с Ниной Моисеевой
Молодая режиссерка про свой дебют, кино как язык, русскую эстетику, путешествия и детство.
На этот вопрос очень многие ищут ответ. Ищут еще с начала киноискусства. И Эйзенштейн, и Тарковский делали об этом исследования. Сейчас тоже очень много об этом говорят. Я, наверное, просто озвучу мнение многих кинорежиссёров и искусствоведов. Кино работает с образами: это интерпретация образов, это разные видения реальности или создание другой реальности.

Всегда это образное мышление, и всегда присутствует человек. То есть кино о человеке, оно не бывает не про человека. В кино есть очень много разных ответвлений: документальное кино, игровое кино и отчасти видео-арт. Поэтому единственное, что всё объединяет, и всё, что делает его особенным, – это как раз-таки работа с образами.

Кино как язык
Своим дебютом я хотела сказать, что всегда есть две стороны любой монеты. У меня история про мать и её больную дочь. Они только недавно узнали об этом диагнозе и пытаются справиться с этим знанием. С одной стороны, мать хочет помочь девочке: она её любит, она хочет ей только добра и пытается вылечить дочь. Но её стремление к здоровью слишком радикальное. Она лишь губит дочь своим тотальным контролем.

Девочка молода, она хочет простых жизненных радостей, хочет проводить время с друзьями. Она слишком стремится к этому, хочет тусоваться и этим делает себе только хуже. Вот эта «разнонаправленность» губит их обеих. Фильм про поиск баланса между недостатком и избытком.

Дебют
Вдохновение я нахожу, определенно, в людях. Я очень люблю общаться и работать с кем-то новым. Я очень сильно люблю узнавать разных людей, меня это вдохновляет. Ещё мне очень нравится изучать искусство и больше в этом развиваться, я чувствую такую жизнь и энергию. Я понимаю, насколько достижения прошлого в искусстве невероятны, и меня это вдохновляет на свершение новых таких достижений. Совершенно точно – это люди и искусство.
Это очень сложный, по моему мнению, вопрос, потому что для себя я разделяю время на разные эпохи. У нас есть древнерусская культура - там другая эстетика. Есть 19 век, есть 20 век, есть Советский союз, есть 90-е - все они несут разную эстетику, подачу. Конечно, отсылки в современном искусстве, какая-то интерпретация – это всё очень здорово, но я не могу выделить какие-то определенные черты. Современную русскую культуру я пока не очень понимаю, к сожалению, хотя очень много ищу. Есть какие-то культурные коды, которые здорово использовать, которые есть у нас, но их нужно искать.

Русская эстетика
Про людей вокруг
Меня окружают люди с огромной верой в себя и в своё будущее. Это люди, которые сейчас реализуют свои мечты. Это люди с горящими глазами, и меня это очень вдохновляет. Я тоже хочу быть таким человеком, наверное, им и являюсь. Моё окружение, как любят говорить, - «творческие люди», но я думаю, что каждый человек творческий. Могу сказать, что это люди, которые очень хотят добиться всего. Такое стремление к жизни, к прекрасному, меня всегда вдохновляет.

Сейчас начинается какая-то новая эпоха и новое время. Новое поколение уже выросло. Были у нас нулевые со своим искусством и со своими взглядами. Сейчас словно готовится почва для нового времени, и что это за новое время – пока непонятно. Сложно охарактеризовать современность, но это точно эпоха популярности. Сейчас, безусловно, всё очень завязано на виртуальном мире - можно об этом говорить - и сразу же виртуальная реальность переходит на творчество. Есть очень много возможностей: можно снимать на телефон, можно фотографировать, можно делать и загружать, можно продавать.

Вот эта свобода в социальном плане, в плане искусства как доступности. Всё можно через интернет и другие атрибуты реальности – такого раньше не было. Это прекрасно, что можно сейчас малыми средствами добиться больших возможностей для творчества и для самореализации. Такой огромный простор в том, чем можно заниматься. Это очень хорошо. Лично мне так много всего интересно в жизни. Я пытаюсь заниматься многими вещами: музыку пишу, мероприятия делаю и моделю. Именно это даёт мне энергию снимать свои фильмы.

О современности
Детство
У меня было просто прекрасное детство, нет никаких негативных воспоминаний. Я помню по видеозаписям, моим отрывочным воспоминаниям, что я всегда чем-то занималась: пела, танцевала, рисовала, даже что-то озвучивала на тв. Родители всегда помогали развиваться: читали мне, очень много тратили на меня времени. Это просто прекрасно, за что я им очень благодарна.

Я не знаю, можно ли ещё считать это детством, но когда я пошла уже в школу, мне было достаточно тяжело, поскольку я училась в музыкальном колледже. У нас было в разы больше нагрузки, но это придало мне очень много уверенности, силы воли и трудолюбия. Поэтому я могу сказать, что у меня не было каких-то плохих потрясений, и я думаю, что это замечательно.

Любимое путешествие
Одно из моих любимых путешествий было второй раз в Грузию в прошлом году. Это был какой-то фильм. Всё было невероятно. Мы попадали в ситуации и места, в которые и не думали попасть. Случайно оказались в заброшенном аквапарке, и как-то все чудесным образом разрешилось. Купались в шторм и ливень в Батуми, встречались, знакомились, ездили в горы, попадали на классные тусовки, снимали видео и вылезали из машины через люк.

Больше всего меня удивило то, что, идя по городу, по Тбилиси, я случайно встречала своих знакомых из разных мест, из разных городов России. Мы так встречались, как будто бы мы в Москве. Просто все друг друга знают, все друг с другом общаются. Было невероятно чувствовать себя как дома в совершенно другом месте! Хоть я и была второй раз в Тбилиси - всё равно это были невероятные и незабываемые впечатления.

Пространство
У меня несколько любимых мест. Одно из них – маленький сквер в центре Москвы. Он находится где-то между Тверской, Арбатом и Охотным рядом, ближе к Охотному ряду. Я всё время на него случайно набредаю. Это совершенно маленький парк. Там две маленькие улочки. Небольшой уголочек с белой беседкой и очень-очень красивым настенным фонтаном. Там всегда так спокойно и никого нет. Меня это очень радует. Хотя я не могу сказать, что спокойствие – это я, но как-то мне хочется себя ассоциировать с этим местом.

Есть еще одно место. Я там не была уже лет 5 и, наверное, никогда больше там не побываю, но это тоже место, которое меня характеризует. Я думаю, все знают мост на Москве-реке между Парком Горького и другой стороной, золотой такой. Там все обычно лезут на крышу, но никто не знает, что есть место внизу. Под этим мостом есть очень много балок, каких-то ходов, очень интересных переплетений железа над водой. Меня это всегда завораживало, когда я была ещё юной, я туда лазила. Это прекрасно - сидеть и смотреть на воду. И где-то наверху ходят люди, никто не знает, что ты там сидишь и видишь всё вокруг. Вот это место прям моё, но я туда больше не полезу. Потому что это всё же частичка прошлого, просто приятно это вспоминать и думать, что это часть тебя.