Виктор
Вилисов

«Я всем рассказываю, что, когда еще учился в вузе, смотрел по телеканалу «Культура» спектакли Романа Виктюка. И там такое было: мужики в юбках и адовом гриме пляшут. Ну, мне зашло. Так я стал театральным блогером»
Интервью: Алена Петрова
Фото: Артем Репка
Редактор: Анастасия Смирнова
Верстка: Катя Верлина
Автор популярного Телеграм-канала о театре «Вилисов постдраматический», книги «Нас всех тошнит» и прошедшего в марте шестичасового спектакля «Мазэраша». Он известен своими зачастую резкими текстами о русском театре, театральных критиках и режиссерах.
Мы поговорили с Виктором о том, как мужики в юбках приводят к изучению театров, про вмешательство государства в работу деятелей культуры и про то, каким должен быть современный театр в России.
Сейчас о тебе знают по большей части как о театральном критике, кураторе многочисленных театральных проектов, но я помню времена, когда еще не существовало ни «Аполонии», ни «Мазэраши», ни текстов на сайте «Лента.ру». Расскажи, пожалуйста, как и когда произошел переход от «Вилисова скорбящего» к «Вилисову постдраматическому»?
Телеграм-канал про театр я завел в июле 2016-го года. Тогда и случился переход: к этому времени я уже довольно много чего смотрел. Просто органичным образом руки зачесались начать, наконец, об этом писать.
Витя Вилисов
А как именно ты начал изучать театр? С чего все началось?
Я всем рассказываю, что, когда еще учился в вузе, смотрел по телеканалу «Культура» спектакли Романа Виктюка. И там такое было: мужики в юбках и адовом гриме пляшут. Ну, мне зашло. Так я стал театральным блогером.
Витя Вилисов
Это, наверное, самый часто задаваемый тебе вопрос, но опиши свое видение современного театра в России.
Ну я, разумеется, хотел бы, чтобы весь театр в России был в блестках и с голыми мужиками. Но есть и универсальные критерии: я бы хотел, чтобы театр в этой стране был открытым, прозрачным, демократичным, горизонтальным, внимательным к аудитории и еще более внимательным к себе. То есть сейчас театр в России – это такой дед-идиот, который выиграл войну. Много пиздежа на пустом месте, много бессмысленного пафоса, абсолютная оторванность от реальности, культ классики, патернализм. А мне бы хотелось довольно простой вещи: чтобы театр стал нормальным, думающим чуваком или чувихой, неуверенной в себе, рефлексирующей, внимательной к миру вокруг.
Витя Вилисов
А если говорить о театральном образовании, в чем, по-твоему, заключаются его главные проблемы? Нужно ли оно вообще или сейчас уже любой может выступить в роли актеров/режиссеров и т. д.?
Витя Вилисов
Это все лежит на поверхности: образование, театральные вузы, мастерские, актерские курсы. Надо просто выколоть себе глаза, чтобы реально не видеть, что театральное образование и любое образование в России – это конвейер тупости, стандартизации и подчинения, это такая ярмарка абьюза и насилия, где любая персональная ошибка считается чем-то плохим. Мы все это видим вокруг, да, это очевидно, что театральное образование в России просто чудовищное, что оно должно быть элиминировано.
Помимо «Театр.doc», какие театры у нас можно назвать современными?
Витя Вилисов
Не уверен, что можно в таких категориях говорить про целые театры, но список институций, в которых с завидной частотой появляется что-то хорошее, тоже, в общем, известный: «Электротеатр», «Гоголь-центр», ЦИМ, «Практика». Какие-то независимые проекты типа «театр post» или «Pop-up театр». Меня лично радует, что в последние годы появляется много авторских проектов, продюсерских или режиссерских, которые не «упаковывают» себя в театры. Например, проекты Вики Приваловой.
Недавно, как ты знаешь, состоялась свадьба Богомолова и Собчак. Пока я смотрела многочисленные фотографии и видеозаписи с этого события, я думала только об одном: это действо большо походит на современный театр, нежели все то, что делает Богомолов в остальное время. Какие у тебя вообще впечатления от этого всего?
Если бы ты мог вернуться назад, ты бы изменил что-нибудь?
А нечего тут объяснять: опыт – это опыт. Он формируется, когда ты оказываешься в ситуации, в которой раньше не оказывался или оказывался, но внутри которой есть вспомогательные механизмы, помогающие посмотреть на нее с другого угла. Ты просто начинаешь немного по-другому думать, чувствовать, ощущать себя.
Витя Вилисов
Вспомним твою последнюю статью. Как объяснить обывателю, каким образом должен формироваться опыт через театр?
В смысле делал ли бы я лабораторию как-то по-другому, чтобы ее не закрыли? Нет.
Витя Вилисов
Витя Вилисов
Я, если честно, вообще не следил. У Кашина хорошая колонка была по этому поводу. Я ее не читал, но из чьей-то цитаты понял основную мысль: вот вы, чуваки, пытаетесь эпатировать общество, а общество вообще не эпатируется, потому что и уровень эпатажа сегодня другой нужен, и про вас уже и так понятно, что вы циничные клоуны, а быть циничным клоуном было модно, ну, в 2005-м. Поэтому это может быть смешно, но находится далеко за горизонтом моего внимания. Мы же не обсуждаем всерьез свадьбу Николая Баскова и Анастасии Волочковой.
В той же статье ты говоришь об одном из своих последних проектов – арт-лаборатория «Смещение», – который досрочно закрылся из-за перформанса «Тридцать-первая». Как вообще разворачивалась вся эта ситуация?
Витя Вилисов
Все было просто: когда вышли новости про задержание Ершова и операторки на «Медиазоне» и «Дожде», руководство театра напряглось. Потом им начали звонить всякие «дружочки» сверху, я понятия не имею, кто именно это был. Часов пять потребовалось, чтобы поставить мне ультиматум: либо я извиняюсь за событие и говорю, что театр не имеет к нему никакого отношения, либо лабораторию закрывают. Я, разумеется, извиняться за такое прекрасное событие никак не мог.
К слову о вмешательстве правоохранительных органов в деятельность театров, как ты думаешь, как дело «Седьмой студии» повлияло на театральное сообщество?
Думаю, что никак не повлияло, все просто зассали еще больше. Бессмысленный, абсолютно зверский процесс. Весь этот пиздеж про солидарность я не очень выкупаю, это пена на волнах Фейсбука.
Витя Вилисов
Если бы ты мог вернуться назад, ты бы изменил что-нибудь?
А к акциям в поддержу Павла Устинова ты как относишься?
А как я могу относиться? Что я, против, что ли, буду? Если бы я был в Москве, я бы тоже вышел.
Витя Вилисов
Если бы ты мог вернуться назад, ты бы изменил что-нибудь?
Я к тому, что люди тут тоже играют в «солидарность» или все-таки происходит какой-то сдвиг?
Витя Вилисов
Я не говорю, что в случае с делом «Седьмой студии» люди играли в солидарность. У меня нет ни одной причины не верить в искренность тех, кто писал посты в защиту, записывал видео и выходил с пикетами. Потому что это реально абсолютно адовое дело. Я просто говорю, что разговор про то, что эта корпоративная солидарность что-то куда-то сдвинула – это разговор несущественный политически.
Кстати, давно хочу тебе сказать огромное спасибо за то, что ты, во-первых, сделал такой проект, как «Мазэраша» в принципе, и, во-вторых, устроил его показ в кино. Расскажи, как человеку вообще приходит в голову идея создать шестичасовой спектакль на каком-то заводе в Перми?
Не возникало ли у тебя во время подготовки спектакля желания просто бросить это все?
Что за история со звонками Александру Шумилину с требованиями удалить твои посты ВК? Как вообще удавалось разруливать такие несуразицы?
Да обычная история, когда в министерствах не хотят вообще никакого волнения. Все несуразицы разруливались сами собой.
Витя Вилисов
Витя Вилисов
Сначала поступило предложение от нашего продюсера Саши Шумилина из Перми: он просто позвал меня туда что-то сделать. Потом на его горизонте появился завод Шпагина, который сейчас тяжело перестраивается в культурный кластер. Дальше мы собирались в квартире у композитора Лени Именных, и я при первом же разговоре просто с потолка взял, что спектакль должен идти шесть часов. Леня сказал: «Ну, камон, три достаточно». Я сказал: «Нет, ребята, шесть». Ну и все такие: «Окей, шесть так шесть». Что было дальше – все знают.
Несколько дней назад в своем Твиттере ты написал, что листал «Нас всех тошнит» и думал о том, какую же чушь ты написал. Что ты имеешь в виду?
Я надеюсь, это и будет моя следующая книга в издательстве «АСТ».
Витя Вилисов
Витя Вилисов
Люди, извини меня, меняются, растут над собой, какие-то прошлые тексты им кажутся ужасными. Я абсолютно четко понимаю, что к текущему моменту это лучшая книга про театр на русском языке so far, но пиши я ее сейчас, год спустя, я бы уже делал все, конечно, совершенно иначе. Но меня радует, что она популярна, в ноябре будет уже третий тираж.
Нет, не возникало. Я скажу, может быть, дежурные слова, но они правдивые: ничего, кроме огромного интереса и любви, я во время рождения «Мазэраши» не испытывал.
Витя Вилисов
Не возникало ли у тебя во время подготовки спектакля желания просто бросить это все?
Как ты относишься к критике, которую ты читаешь в интернете?
Да не то чтобы я много вижу какой-то критики. Я же не Ника Водвуд, чтобы придавать значение тому, что люди про меня пишут в интернете.
No offense к Нике, если что.
Витя Вилисов
Когда нам ждать от тебя книгу, в которой ты опишешь рецепт идеального салата из апельсинов, рикотты и рукколы?
Не возникало ли у тебя во время подготовки спектакля желания просто бросить это все?
Какие у тебя планы на дальнейшее «шатание ебучего русского театра»?
Завести бьюти-блог, конечно.
Витя Вилисов
Не возникало ли у тебя во время подготовки спектакля желания просто бросить это все?
И последний вопрос: какой совет ты дал бы себе восемнадцатилетнему?
Правильнее использовать свободное время, пока не надо было работать.
Витя Вилисов